История флоатинга началась в 50-х годах прошлого века, одновременно с первой волной психоделической революции. Тогда, благодаря американскому нейрофизиологу Джону Лилли, техника сенсорной изоляции привлекла к себе большой интерес как научного сообщества, так и "всеформатных" исследователей психики.
Вопрос, который занимал в то время многих ученых, заключался в том, нужны ли мозгу импульсы внешнего мира для поддержания деятельности сознания. Те, кто придерживался бихевиористких взглядов, утверждали, что мозг - это орган, принципом действия которого является реакция на стимуляцию, и в ее отсутствие он перейдет в пассивное состояние, напоминающее кому. Согласно противоположному мнению, мозг продолжает активно функционировать вне зависимости от взаимодействия с окружающей средой.
Для того, чтобы проверить эти гипотезы, профессор Лилли и его коллега Джэй Ширли поставили себе задачу создать экспериментальную среду, в которой воздействия окружающего мира на испытуемого были бы сведены к минимуму.
В первой созданной ими флоат-камере человек находился полностью под водой, зафиксированный в вертикальном положении. Дыхание осуществлялось через акваланг. Со временем техническое устройство камеры было усовершенствовано. Вместо пресной воды стали использовать соленую, которая позволила человеку оставаться на плаву, расслабленно лежа на спине. Были установлены термостаты и нагреватели воды, позволяющие поддерживать оптимальный температурный режим внутри камеры, а также системы воздухообмена и фильтрации соляного раствора. Таким образом, к началу 70-х годов была закончена разработка флоат-камеры, в которой человек испытывал - помимо невесомости, отсутствия звуков, света, запахов и вибраций - потерю ощущения собственного тела.
Первым "психодайвером" стал сам Джон Лилли, не испугавшийся глубоко погрузиться в океан собственного бессознательного. На протяжении 50 лет, он провел на себе большое количество самых смелых экспериментов с сенсорной депривацией, в результате чего стал идеологом и методологом флоатинга. Основным объектом его изучения были состояния сознания человека в условиях изоляции и ментальные проекции, возникающие в пустоте камеры. Интересно, что в качестве катализатора изоляционного эффекта ученый использовал не запрещенный тогда ЛСД-25.
За первые три года исследований Лилли пришел к выводу, что в мозгу существует механизм, способный генерировать внутренние переживания совершенно независимо от внешнего мира. Человек не впадает в беспамятство, мозг не выключается. Наоборот, в условиях изоляции ум становится очень активным и творческим, конструируя новые переживания из накопленных впечатлений и воспоминаний. Это был ответ на изначальный вопрос о том, что происходит с мозгом в полной физической изоляции, но на этом Лилли не остановился.
Одним из основных открытий, сделанных им в последующие годы, стало то, что всякий опыт человеческого восприятия включен в функциональные программы - алгоритмы поведения, обслуживающие выживание и развитие вида. Отсутствие глубинного соответствия между человеком и программой его реализации нередко становится причиной серьезного внутреннего конфликта. Выходом из этого экзистенциального кризиса может стать волевой акт самоопределения, когда человек разотождествляется с неприсущей ему моделью восприятия и создает новый, актуальный для него путь самореализации.
Такое "метапрограммирование", то есть способность человека создавать, активно выбирать или трансформировать собственные программы, является важным понятием в концепции Лилли. И в этом незаменимую помощь может оказать изоляционная камера, которая создает специфические условия, где эта способность может развиваться с большей эффективностью.
Лилли видел две основных группы пользователей флоат-камеры. Первая - это люди с устоявшимся западным подходом к жизни, для которых внешний мир это "настоящая" реальность, тогда как внутренний мир образов и фантазий воспринимается как нечто "нереальное". Если человек всем доволен в таком положении вещей, изоляционная камера может использоваться как уединенное место для размышления и решения насущных проблем.
Другая группа пользователей - те, для кого различие между внешними обстоятельствами и внутренними процессами не столь очевидно. Они воспринимают и тот, и другой мир как "реальные". Эти люди могут заниматься самоанализом, медитацией, изучением трансцендентных переживаний и измененными состояниями сознания. Для них флоатинг полезен тем, что он позволяет не только минимизировать взаимодействие с внешним миром и максимально сконцентрироваться на внутреннем путешествии, но и выйти из дуальной модели восприятия.
Основным эффектом флоатинга является, по мнению его изобретателя Джона Лилли, трансформация сознания. Трансформация эта заключается в разотождествлении сознания с Идеей о Себе - ловушкой, мешающей и воспринимать реальность, и действовать в ней аутентично, то есть, реализуя свою подлинную сущность. Именно поэтому флоат-камера называется "Самадхи".